Торговая площадка промышленного оборудования
Карта сайта
Написать нам письмо
 
 
 
 
 
 
 
  Справочник
 
 
Популярные заявки по категориям:
  • Металлообрабатывающее
  • Деревообрабатывающее
  • Электротехническое
  • Холодильное
  • Складское
  • Торговое
  • Весоизмерительное
  • Упаковочное
  • Строительное
  • Автомобильное
  • Насосное, компрессорное
  • Пищевое
  • Добывающее
  • Лабораторное
  • Сельскохозяйственное
  • Химическое
  • Оснащение предприятий
  • Ручной инструмент
  • Прочее
  • Справочник :: Дело техники

    Справочник

    Дело техники


    Машиностроение — одна из отраслей, для которых период формирования рыночной экономики в России был крайне сложным и болезненным. Предприятия сектора были вынуждены закрывать производственные цеха, массово сокращать персонал, переориентироваться на выпуск другой продукции. В такой ситуации не могло быть и речи о модернизации оборудования, развитии научного потенциала, внедрении инновационных подходов к управлению, инвестициях в использование информационных технологий.

    В последнее время положение предприятий изменилось к лучшему (особенно это заметно на примере тех компаний, которые относятся к ОПК). Однако по-прежнему существует ряд проблем, которые тормозят развитие отрасли. Николай Красилов, президент корпорации «Галактика», отмечает, что к их числу, прежде всего, относятся:

    * отставание технологического уровня, недостаточно полное использование научных достижений и инноваций;
    * недостаток квалифицированных кадров;
    * нерациональное использование ресурсов, высокий уровень издержек;
    * архаичная структура и организация производства, отсутствие эффективных механизмов управления;
    * невысокий уровень качества продукции, большое количество производственного брака;
    * тяготение к использованию замкнутого производственного цикла, отсутствие связей между поставщиками, разработчиками и продавцами;
    * неумение завоевывать и удерживать рынки сбыта, выстраивать отношения с клиентами, гибко реагировать на изменение тенденций спроса;
    * использование устаревшего оборудования, высокий уровень затрат на техническое обслуживание и ремонты.

    Преодоление системного кризиса требует от предприятий машиностроительной отрасли диверсификации производства, освоения новых рыночных ниш и производственных направлений. Наиболее успешным в плане освоения новых технологий является сегодня сектор электронной промышленности: основная часть его предприятий была переориентирована на выпуск западной продукции, собираемой на российских заводах из импортируемых комплектующих. Вместе с западными технологиями в производство были привнесены и высокие требования к автоматизации производства и управления. Транспортное машиностроение выступает не столь однородным фронтом. В авангарде идет авиакосмическая промышленность, традиционно предъявляющая высокие требования к организации производственных и управленческих процессов. Высокую планку держит и автомобилестроение, почти полностью переориентированное на сборку импортных марок автомобилей. До недавнего времени от лидеров значительно отставал сектор судостроения, но сейчас и он, во многом благодаря инвестиционной политике государства, сокращает дистанцию отрыва. Самая сложная ситуация сложилась в секторе тяжелого машиностроения. Многие его предприятия находятся в глубоком кризисе, и вопрос о внедрении ИТ, по понятным причинам, здесь вообще не стоит. Потребителями ИТ является другая часть предприятий, ориентированная на крупных заказчиков базовых отраслей российской экономики — сырьевых, металлургической, энергетики.

    Как считает Николай Красилов, с точки зрения автоматизации, предприятия машиностроения относятся к числу наиболее сложных объектов, что обусловлено следующими факторами:

    * большое количество и разнообразие бизнес-процессов;
    * повышенные требования к защите информации, работа с данными, составляющими государственную тайну (характерно для предприятий, относящихся к ОПК);
    * преобладание позаказной организации производства;
    * выполнение полного цикла управления заказами (проектирование, производство, монтаж, послепродажное сопровождение);
    * необходимость четкого планирования материально-технического обеспечения;
    * изготовление изделий со сложными спецификациями и длительными сроками производства;
    * большая трудоемкость подготовки нормативной базы для работы в информационной системе: описание состава продукции, технологических маршрутов изготовления, норм трудоемкости, календарно-плановых нормативов;
    * привлечение для выполнения заказов субподрядных организаций;
    * корректировка в процессе производства конструкторско-технологической документации;
    * наличие сложного оборудования, требующего особого внимания к планированию ремонтов и техническому обслуживанию;
    * недостаток человеческих и финансовых ресурсов, которые могут быть выделены на внедрение информационных технологий;
    * недостаточное понимание роли информационных технологий в повышении конкурентоспособности предприятий.

    С точки зрения ИТ

    Интерес к информационным технологиям обусловлен несколькими глобальными тенденциями машиностроительной отрасли.

    Одна из наиболее значимых тенденций — структурное изменение отрасли, выраженное в создании крупных холдингов. Соответственно, на первый план выходят задачи оптимальной организации управленческих процессов как на уровне холдинга (консолидация, бюджетирование, портфельное управление проектами), так и на уровне каждой из его структурных единиц.

    Большинство производственных предприятий сегодня работают в условиях острой конкуренции. Тенденция к ужесточению конкурентной среды требует от них постоянного поиска путей наиболее полного удовлетворения запросов потребителей. Конкурентными преимуществами для предприятий могут быть качество продукции, минимальные сроки поставки, индивидуализация предложения, повышение уровня сервиса и др., достижение которых возможно прежде всего за счет эффективного планирования и управления производственными процессами предприятия.

    Другой важной тенденцией развития отечественного машиностроения является переход к производству продукции на заказ. Это позволяет более точно управлять издержками и распределять ресурсы, ориентироваться на изменения потребностей клиента и условий рыночной конъюнктуры. Сегодня около 90% предприятий российского машиностроения и приборостроения штучного и мелкосерийного типа используют именно позаказную организацию производства. «Переход к производству продукции на заказ требует сокращения сроков проектирования и изготовления продукции с одновременным повышением ее качества, максимальной загрузки имеющихся производственных мощностей, — отмечает Николай Красилов. — Поэтому к наиболее актуальным для автоматизации в машиностроении задачам можно отнести управление проектированием продукции, подготовку производства, оперативное планирование производства на уровне предприятия, диспетчирование производства в цехах.

    По нашему опыту могу сказать, что из перечисленных функций заказчика интересуют в первую очередь технологии для управления процессами подготовки производства и оперативного управления производством, поскольку за счет автоматизации именно этих процессов можно обеспечить сокращение производственных издержек и повышение производительности».

    Традиционной особенностью машиностроительного производства, определяющей вектор интереса к ИТ-решениям, является высокая сложность производимой продукции. В составе готовой продукции большинства предприятий насчитывается от нескольких сотен до десятков тысяч деталей и сборочных единиц, что в значительной степени обусловливает огромные объемы справочников, которыми приходится оперировать предприятиям: в номенклатурном справочнике может быть более 100 тыс. позиций, в маршрутной технологии описано несколько сотен тысяч операций.

    «Основой любого производственного, тем более машиностроительного, предприятия является НСИ (нормативно-справочная информация), содержащая конструкторскую и технологическую документацию на производимую продукцию, — рассказывает Игорь Успенский, руководитель направления „Машиностроение“ компании „АНД Проджект“. — Качество и степень проработки НСИ во многом определяют возможность управления производственным предприятием и построения эффективной системы управления. НСИ любого предприятия вследствие непрерывного совершенствования продукции, технологий, инноваций, а также из-за индивидуализации потребностей потребителей постоянно корректируется, документация претерпевает множество изменений, которые еще больше усложняют задачу управления производственной деятельностью.

    Перечисленные особенности определяют главное направление автоматизации машиностроительных предприятий — решение задач планирования и управления производственной деятельностью, в том числе финансового контура производственного предприятия — ведения производственного учета и управления себестоимостью продукции».

    С точки зрения популярности решений, ИТ-проекты, выполняемые сегодня на предприятиях машиностроения, в основном связаны с внедрением систем класса ERP и CAD/CAM/PDM.

    В единой связке

    Ядром системы управления производственным предприятием является ERP-система. «Обеспечивая управление всеми ключевыми ресурсами производственного предприятия (производственными мощностями, сотрудниками, запасами, финансовыми ресурсами), ERP выступает центральным звеном информационной системы, — отмечает Игорь Успенский. — Поскольку большинство ERP-систем „выросло“ из задач управления производственными предприятиями, то они реализуют стандарт MRP-II, который обеспечивает автоматизацию основной части задач управления».

    Однако некоторые задачи, выполняемые ERP-системами, могут намного более эффективно решаться с помощью специализированных средств. Прежде всего, речь идет о системах управления инженерными данными, которые отвечают за формирование и управление конструкторской и технологической документации — системы класса PDM. Сегодня практически на каждом машиностроительном предприятии существуют или планируются к внедрению подобного рода системы. «Иногда в функционал ERP-системы включают некоторые функции от PDM, чтобы охватить как можно более широкий круг задач средствами одного решения. Однако при этом не обеспечивается полная поддержка тех задач, выполнения которых ждут от PDM, и в результате страдает качество реализации и проработки традиционных ERP-функций», — подчеркивает Николай Красилов.

    Максимальный эффект от автоматизации достигается, если на предприятии создано единое информационное пространство, в котором отражены все бизнес-процессы. Для обеспечения единства данных разработчики создают модули интеграции, реализующие синхронизацию основополагающих справочников инженерной подготовки производства: справочников номенклатуры, спецификаций и технологических маршрутов. Интеграция ERP- и PDM-систем выглядит следующим образом: из PDM в ERP импортируются данные по составу изделий и технологий производства, что находит отражение в спецификациях продукции и маршрутных картах. Единого стандарта, который регламентирует процесс интеграции ERP и PDM, не существует, поэтому каждая компания-разработчик использует собственный метод.

    На некоторых машиностроительных предприятиях встречаются задачи проектного управления (PM). Для их решения могут применяться как стандартные модули ERP-системы, так и специализированные средства. Это же относится к решению задач оперативного управления производством. В настоящее время чаще всего они решаются средствами ERP-системы, однако постепенно повышается интерес к применению MES-систем. Игорь Успенский отмечает внимание машиностроительных предприятий к еще одному классу систем, находящих свое место в информационных системах управления производством, — APS, обеспечивающих решение задач оперативного планирования с учетом различных критериев оптимизации.

    В связи с тенденцией на укрупнение компаний машиностроительной отрасли на первый план выходит задача построения единого информационного пространства компаний, имеющих разветвленную филиальную сеть. Наиболее эффективным путем построения системы управления территориально-распределенного предприятия является централизованное решение. С учетом повышения пропускной способности каналов связи и их надежности построение подобных решений становится доступным для большинства предприятий и позволяет получить все достоинства централизованного решения, такие, как единое информационное пространство, оперативный доступ к информации любой из бизнес-единиц предприятия, низкие затраты на создание, поддержка и развитие централизованной информационной системы.

    В ряде случаев предпочтение отдается децентрализованным решениям. Среди основных причин выбора такой стратегии Игорь Успенский называет проблемы безопасности, отсутствие в местах расположения бизнес-единиц информационной инфраструктуры. Если предприятия имеют существенные отличия в автоматизируемых бизнес-процессах или подходах к формированию системы управления, компания также вынуждена отказаться от централизованного решения.
    Все только начинается

    По мнению экспертов, машиностроительные предприятия сегодня находятся на начальном этапе построения эффективных систем управления. Перед большинством из них стоят задачи эффективного управления инженерными данными, построения систем планирования и управления производством, финансового планирования и ведения учета. Решение этих задач возможно только при системном подходе, обеспечивающем применение современных методов управления и базирующемся на современных ИТ-решениях и системах.

    В ближайшей перспективе наиболее востребованными будут решения, обеспечивающие:

    * комплексное управление всеми ресурсами предприятия;
    * поддержку любых типов производства, от серийного до позаказного;
    * полную поддержку требований российского законодательства для ведения бухгалтерского и налогового учета;
    * учет особенностей отечественных промышленных предприятий;
    * возможность управления как отдельными производственными предприятиями, так и холдинговыми производственными структурами.

    В целом, эксперты прогнозируют сохранение достигнутого уровня инвестиций в ИТ со стороны предприятий машиностроения. Приоритетными бизнес-задачами, требующими поддержки средствами ИТ, по-прежнему будут производственное планирование и управление, бюджетирование, управление ТОиР оборудования, возможно, CRM.
    Профессиональное мнение

    Николай Красилов, президент корпорации «Галактика»

    - С целью поддержки управления позаказным производством ИТ-решение должно обладать функциональностью для автоматизации всех этапов жизненного цикла выполнения заказов: предконтрактная подготовка (оценка стоимости заказа и возможных сроков выполнения); формирование данных о составе продукции по заказу и технологии ее изготовления; подготовка производства, планирование производства и учет изготовления изделий; управление сбытом готовой продукции; управление монтажом изделий у заказчика; расчет и анализ затрат на выполнение контракта.

    При управлении контрактами ИТ-решение должно обеспечивать планирование в виде проектов, связывающих работы всех задействованных служб предприятия и контрагентов; выполнять согласованное планирование научно-исследовательских, конструкторско-технологических и производственных работ с учетом загрузки ресурсов; обеспечивать управление договорами на поставку продукции и договорами на субподрядные работы; производить расчет плановых и фактических затрат и калькулирование себестоимости продукции по заказу. Кроме того, должны быть обеспечены разделение полномочий и взаимосвязь всех уровней управления: уровня предприятия, служб, цехов.

    Для основного производства ИТ-решение должно обеспечивать планирование работ в разрезе заказов, резервирование материалов и производственных мощностей под заказ, управление комплектацией производимых изделий по заводским номерам.

    Важным является и наличие в ИТ-решении механизмов для импорта данных из систем класса CAD/CAM/PDM.

    Игорь Успенский, руководитель направления «Машиностроение» компании «АНД Проджект»

    - Главным барьером на пути реализации подобных проектов машиностроительными предприятиями является уровень подготовки НСИ — конструкторской и технологической документации. Поскольку НСИ является основой всей системы управления, то ее качество влияет в первую очередь на эффективность системы управления. Значимость данного фактора возрастает в связи с тем, что решение этого вопроса требует больших затрат времени и средств, а также наличия квалифицированных кадров.

    Второй барьер на пути реализации проектов внедрения ИТ-решений — кадры. Реализация успешного проекта возможна только при наличии квалифицированных менеджеров среднего и высшего уровней, обеспечивающих поддержку процессов внедрения, распространение на предприятии новых методов и принципов работы, а также дальнейшее сопровождение и развитие системы управления.

    Серьезными препятствиями являются также отсутствие четких целей проектов автоматизации, недостаточная поддержка процессов внедрения со стороны собственников и высшего руководства предприятий, непрерывные реорганизации, высокая текучка персонала.

    Все названные риски требуют пристального внимания и напряженной работы с целью их минимизации. В ходе проектов мы всегда проводим обучение методике внедрения, современным методам управления, которые закладываются в наши решения. Это позволяет создать основу для единого понимания путей решения существующих задач, важности тех или иных аспектов процесса внедрения.

    Алексей Мальков, директор по качеству компании «Электронные офисные системы»

    - Для машиностроительных предприятий характерен большой по объему и сложный по структуре документооборот, как в традиционных областях (взаимодействие с контрагентами, ОРД, документооборот научно-конструкторской и технической документации, кадровый документооборот), так и в новых областях (например, системы менеджмента качества). Самому документообороту на предприятиях машиностроения традиционно уделяли много внимания, а вот его автоматизации — нет. Однако именно внедрение систем электронного документооборота (СЭД) позволяет повысить эффективность работы организации, в первую очередь за счет сокращения времени доступа к документам.

    Помимо автоматизации канцелярии все чаще начинают использовать системы документационного обеспечения взаимоотношений с контрагентами. Наибольший эффект от внедрения СЭД достигается при автоматизации договорной деятельности — от участия в конкурсах до официальной переписки в процессе выполнения договора, включая первичные бухгалтерские документы. Эти системы либо дополняют функционал CRM-систем, либо частично заменяют их. Очень важно, что СЭД, интегрируясь с ERP-системами, обеспечивают быстрый доступ к документу, на основании которого произошло какое-то изменение в системе учета, или автоматическое изменение в системе учета. Например, сотрудник только регистрирует в СЭД факт прихода накладной от поставщика и помещает ее в сканер, а через минуту все данные накладной уже в ERP-системе готовы для использования.

    Широкое распространение получают СЭД, позволяющие обмениваться с контрагентами первичными бухгалтерскими документами без использования бумажных носителей, т. е. реализующие юридически значимый электронный документооборот финансовых документов.

    В последнее время все больше предприятий области машиностроения создают у себя систему менеджмента качества (СМК) и сертифицируют ее по стандарту ISO. Особую роль в таких системах играют документы, поэтому нередко именно СЭД становится сердцем СМК.

    Наиболее продвинутые в плане автоматизации организации (как правило, с участием иностранного капитала) строят СЭД на базе портальных технологий, чаще всего на базе MOSS.

    Для хранения научно-конструкторской и технической документации широко используют интегрированные с СЭД электронные архивы — библиотеки электронных документов.

    » Вернуться в раздел "Справочник"

    Новости |
    Торговая площадка |
    Справочник |
    Поддержка |
    О проекте
    © 2019 INZONA.RU Связаться с нами!
    0      
    Рейтинг@Mail.ru