Торговая площадка промышленного оборудования
Карта сайта
Написать нам письмо
 
 
 
 
 
 
 
  Справочник
 
 
Популярные заявки по категориям:
  • Металлообрабатывающее
  • Деревообрабатывающее
  • Электротехническое
  • Холодильное
  • Складское
  • Торговое
  • Весоизмерительное
  • Упаковочное
  • Строительное
  • Автомобильное
  • Насосное, компрессорное
  • Пищевое
  • Добывающее
  • Лабораторное
  • Сельскохозяйственное
  • Химическое
  • Оснащение предприятий
  • Ручной инструмент
  • Прочее
  • Справочник :: Станкоинструментальный ансамбль

    Справочник

    Станкоинструментальный ансамбль


    Станки вне рынка

    27 декабря 2007 года специальным приказом Минпромэнерго России был утвержден план первоочередных мероприятий по развитию станкоинструментальной промышленности на период до 2011 года. Этот документ представляет собой типовой перечень мероприятий, направленных на поддержание отрасли, в том числе стимулирование внутреннего и внешних рынков, инновационное развитие и укрепление кадрового потенциала. Однако реализация этих мер едва ли сможет кардинально изменить ситуацию в отрасли: главная, системная проблема остается нерешенной.

    Низкий уровень конкурентоспособности продукции отечественных предприятий, старение основных фондов, недостаточное финансирование научных разработок — все это результат противоречий между структурой отрасли, рассчитанной на работу в плановой экономике, и рыночными условиями ее функционирования. Приватизация предприятий станкоинструментальной отрасли не принесла положительных результатов: с одной стороны, не были созданы рыночная инфраструктура и новая система отношений между производителем и потребителем, с другой — в отрасль не пришли опытные управленцы, способные работать в условиях современного рынка. В отсутствие системы распределения рисков реализации НИОКР, мер поддержки лизинга готовой продукции и единого информационного пространства новые собственники не в состоянии изменить судьбу каждого отдельного предприятия, какой бы эффективной ни была их работа.

    Практически весь 2007 год прошел в обсуждении перспектив дальнейшего развития станкостроения — главным образом на заседаниях правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта. В своем вступительном слове на декабрьском заседании первый вице-премьер РФ Сергей Иванов назвал приоритетной задачей развития отрасли обновление и модернизацию технологического парка. "Подавляющее большинство — почти 75% — станков эксплуатируется более 15-20 лет. Они уже давно устарели и физически, и морально. Современного же оборудования, работающего менее пяти лет, у нас всего 5%. При этом обновление оборудования в машиностроительной отрасли идет крайне медленно: его коэффициент составляет не более 1% в год",— сообщил Сергей Иванов.

    Критическим положение дел в отрасли делает не только старение оборудования и отсутствие инновационных технологий, но и неудовлетворительный внешнеторговый баланс по станкоинструментальной продукции, утрата производственных возможностей и научного потенциала, сокращение объемов производства. По итогам 2007 года объемы производства металлорежущих станков составили 98% от соответствующих показателей 2006 года. И это при том, что рынок потребления продукции предприятий станкоинструментальной промышленности как в России, так и в мире растет более чем на 10% в год.

    Экспертное сообщество единодушно в оценке тяжелых последствий застоя в станкоинструментальной отрасли для российской промышленности. По многим параметрам это означает потерю экономического суверенитета, ведь возможность применения тех или иных технологий во многом зависит от желания зарубежных государств продать необходимое оборудование. Наглядный пример — проблемы, с которыми столкнулись отечественные металлурги, пытаясь приобрести технологию производства рельсов для скоростного движения. И это не единственный пример: в отношении нашей страны действует множество гласных и негласных ограничений. Особое место занимает обеспечение станкоинструментальной продукцией оборонных и стратегических предприятий. Специалисты уверены, что эффективное развитие станкоинструментальной отрасли невозможно без выхода на мировой уровень качества и производительности продукции.

    Бессистемный блок

    В условиях, когда потребители стремятся минимизировать собственные расходы, к станкоинструментальной продукции предъявляются новые требования. Потребителю уже недостаточно приобрести определенную модель станка — все чаще возникает потребность в готовой технологической линии или производственном цикле. Сегодня речь идет не просто о замене отдельных станков или технологических линий и даже не о модернизации отдельных предприятий, а о решении комплексных инжиниринговых задач в рамках большинства отраслей промышленности, освоении принципиально другого способа производства.

    Предприятия отрасли по-прежнему ориентируются на собственные производственные и научные возможности, а также на уже сложившийся круг поставщиков запасных частей и комплектующих. С одной стороны, такой подход оправдан необходимостью минимизации рисков и затрат, но с другой — ставит отечественные предприятия в заведомо невыгодное положение, поскольку процесс глобализации в машиностроении охватывает и производителей станкоинструментальной продукции.

    К снижению конкурентоспособности отечественной продукции приводит отсутствие рынка НИОКР, широкого применения лизинга оборудования и венчурного финансирования, а также недостаточно привлекательные лизинговые условия. Соответственно, способствовать росту конкурентоспособности продукции отрасли может расширение рынка научных разработок, запасных частей и комплектующих при наличии надежных инструментов страхования рисков. Это же позволит повысить качество продукции и снизить издержки.

    Для выведения отрасли из текущего кризисного состояния необходимо провести реинжиниринг базового отраслевого бизнес-процесса и технологических процессов. Впрочем, децентрализация в отрасли не позволит осуществить эти мероприятия одновременно. Нужна либо массовая деприватизация наиболее значимых отраслевых предприятий, либо формирование работоспособной саморегулируемой организации, через которую государство могло бы начать реструктуризацию всей отрасли, компенсировать социальные, рыночные и технологические риски. Действующая сегодня организация такого профиля — ассоциация производителей станкоинструментальной продукции "Станкоинструмент" — не только не проявляет достаточной активности, но и, судя по ее составу, не может представлять интересы большинства участников рынка, а значит, едва ли способна выполнять функции единого представителя отрасли.

    Будущее станка

    Существует несколько вариантов развития станкостроительной отрасли.

    Вариант базовый — реализация плана первоочередных мероприятий по развитию станкоинструментальной промышленности, утвержденного Минпромэнерго. К наиболее значимым мерам государственной поддержки отрасли стоит отнести создание отраслевого Государственного инжинирингового центра (ГИЦ) по разработке перспективных технологий, проведения НИОКР, а также государственную поддержку приобретения технологий и ноу-хау, необходимых для развития отрасли.

    Все это позволит остановить деградацию отрасли, заполнить пробелы в перечне доступных отечественным производителям технологий и совершить прорыв на наиболее перспективных направлениях исследований. Это в свою очередь поможет государству решить проблему обеспечения стратегических и оборонных предприятий станкоинструментальной продукцией. В то же время большинство предприятий гражданского сектора вряд ли смогут получить для себя существенные преимущества от деятельности ГИЦ и приобретения технологий.

    Вариант второй — умеренно-оптимистический, согласно которому наряду с реализацией утвержденного плана осуществляется поддержка реструктуризации отрасли либо силами уполномоченного государственного органа, либо при участии отраслевой саморегулируемой организации.

    Реализации этого варианта должна предшествовать серьезная работа по формированию целевой модели отрасли, разработке новой системы отношений, формированию рыночной инфраструктуры. На начальных этапах реструктуризации требуется участие государства для проведения системных исследований, организации подготовки менеджмента предприятий, формирования институтов рыночной инфраструктуры — лизинговых компаний, венчурных фондов, технопарков.

    Выбор способа реализации данного варианта (через уполномоченный госорган или отраслевую саморегулируемую организацию) зависит исключительно от наличия в отрасли такой организации и желания или нежелания государства взять под свое непосредственное управление активы станкоинструментальной отрасли. Реструктуризация силами уполномоченного государственного органа положительно зарекомендовала себя в конце 90-х годов прошлого века в банковской сфере, но это была вынужденная мера, направленная на недопущение социального взрыва. Возможно, именно в силу подобного рода аргументов и не было принято решение о создании станкоинструментальной госкорпорации.

    Кроме того, необходимо широко использовать и практику привлечения необходимых технологий, как путем создания совместных предприятий с ведущими мировыми производителями, так и за счет покупки у зарубежных компаний-владельцев данных технологий.

    Вывода напрашивается два. Во-первых, для того чтобы меры поддержки отрасли были эффективными, необходимо поставить точный диагноз отрасли, сформулировать системную проблему и все ее составляющие. Во-вторых, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходим полноценный и равноправный диалог между государством и бизнесом и совместная реализация мероприятий. При этом не стоит забывать, что любая помощь со стороны государства не заменяет напряженной работы самих производителей.

    Константин Кострикин, Институт проблем естественных монополий

    » Вернуться в раздел "Справочник"

    Новости |
    Торговая площадка |
    Справочник |
    Поддержка |
    О проекте
    © 2019 INZONA.RU Связаться с нами!
    0      
    Рейтинг@Mail.ru