Торговая площадка промышленного оборудования
Карта сайта
Написать нам письмо
 
 
 
 
 
 
 
  Справочник
 
 
Популярные заявки по категориям:
  • Металлообрабатывающее
  • Деревообрабатывающее
  • Электротехническое
  • Холодильное
  • Складское
  • Торговое
  • Весоизмерительное
  • Упаковочное
  • Строительное
  • Автомобильное
  • Насосное, компрессорное
  • Пищевое
  • Добывающее
  • Лабораторное
  • Сельскохозяйственное
  • Химическое
  • Оснащение предприятий
  • Ручной инструмент
  • Прочее
  • Справочник :: Машиностроение — основа экономического роста страны

    Справочник

    Машиностроение — основа экономического роста страны


    От стагнации — к устойчивому развитию

    С 1991 года в стране начался период общего спада производства. На протяжении нескольких лет развитие машиностроения происходило в условиях сложного трансформационного перехода от плановых условий хозяйствования к рыночным отношениям. К середине 1990-х в основном были созданы предпосылки, позволяющие промышленным предприятиям функционировать уже в новых условиях.

    Современный машиностроительный комплекс России включает в себя более двадцати отраслей и подотраслей. Это более 126 тысяч предприятий, в которых трудятся около 15 миллионов человек.

    Во Владимирской области, за годы рыночных преобразований в отраслевой структуре промышленного производства произошли существенные изменения. Сегодня машиностроение региона представляет собой многопрофильный комплекс, состоящий из 265 крупных и средних предприятий. На предприятиях машиностроительного комплекса производится около 20 процентов валового регионального продукта, сосредоточено более 40 процентов основных фондов промышленности, обеспечивается занятость почти 70 тысяч человек. Машиностроительный комплекс области демонстрирует высокие темпы роста объемов производства, здесь создается четверть прибыли всей промышленности.

    Среди машиностроительных предприятий значительных темпов производства достигли ОАО «Завод им. В.А.Дегтярева» (индекс промышленного производства — 195 процентов), ОАО «Ковровский электромеханический завод» (187), ООО «Тримо-ВСК» (150), ОАО «Владимирский электромоторный завод» (123). Существенно увеличили объемы отгрузки: ООО «Вестел-СНГ» и ООО «Беко» (стиральных машин — в 3 раза, холодильников — в 5 раз), ООО «Экскаваторный завод «Ковровец» (экскаваторов — в 2 раза), ОАО «Ковровский механический завод» (оборудование для Росатома — в 2,4 раза). Лидером в региональном машиностроении является ОАО «Электрокабель» Кольчугинский завод»: предприятием в 2007 году произведено и отгружено продукции более чем на 10 миллиардов рублей (ИПП — 127 процентов), а полученная прибыль соизмерима с объемом выпуска крупного предприятия — более одного миллиарда рублей.

    Проблемы роста

    Машиностроительный комплекс неоднороден по своей структуре. В нем имеются направления развивающиеся и депрессивные. Часть подотраслей выпускает конкурентоспособную продукцию даже по мировым стандартам, другие — производят продукцию с относительно невысокими потребительскими свойствами и стараются конкурировать по параметру «цена/качество».

    Станкостроение — это как раз та сфера, в которой до сих пор не произошла консолидация активов. Заделы советских времен исчерпаны, собственных разработок нет, западных инвесторов с современными технологиями — тоже. По сравнению с советским периодом станкостроение упало примерно в десять раз — и по объемам, и по технологическому уровню.

    Во Владимирской области станкостроение ранее играло существенную роль. В доперестроечный период производство станков в регионе более чем в семь раз превышало нынешние объемы. Сегодня производство металлорежущих станков осуществляют ООО «ВСЗ «Техника» (до 120 в год), ООО «Александровский завод кузнечно-прессового оборудования» (до 160). К сожалению, в силу наполнения рынка более технологичным оборудованием, в том числе иностранного производства, спрос на данные станки незначителен. Перспективы развития станкостроения в регионе мы связываем с созданием во Владимире на базе завода «Электроприбор» технологического металлообрабатывающего сервисного центра, оснащенного станками и программными продуктами ведущих мировых фирм.

    Доля машиностроения в общепромышленном российском выпуске составляет около 20 процентов, в то время как в экономически развитых странах — от 35 до 50. Это дает им возможность обновлять производственное оборудование каждые 7—10 лет. И именно поэтому происходит постепенное отставание нашей промышленности по техническому уровню от других развитых стран.

    Одной из главных проблем машиностроительного комплекса является старение основных фондов и его активной части — оборудования, две трети которого эксплуатируется по 15—20 лет. Темпы обновления технологической базы в машиностроении не превышают 5 процентов, что почти вдвое ниже, чем в среднем по промышленности (8,7). Учитывая, что машиностроение является технологическим ядром, призванным обеспечивать новым производственным оборудованием все другие отрасли промышленности, это автоматически мультиплицирует отсталость производственных мощностей промышленности в целом.

    Перспективы и первоочередные задачи

    Повышение конкурентоспособности продукции — первоочередная задача. Сегодня это особенно актуально, поскольку постепенно наш рынок открывается для зарубежного производителя. Отечественному машиностроению необходима государственная поддержка в виде налоговых мотиваций для модернизации основных фондов, использование современных финансовых механизмов, субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым на расширение выпуска высокотехнологичной продукции.

    Конкурентными преимуществами машиностроительного комплекса Владимирской области являются высокая степень диверсификации, отсутствие доминирующих производств, наличие развитой инфраструктуры и традиционных рынков сбыта, высокий уровень деловой активности, технологический и кадровый потенциал, особенно в оборонно-промышленном комплексе. На долю экспортных поставок приходится около 6 процентов от объема отгруженной промышленной продукции. Основу областного экспорта составляют не сырьевые товары, а продукция машиностроительной, а также химической отрасли. Спросом у наших зарубежных партнеров пользуются локомотивы и подвижной состав, путевое оборудование, гидравлика. Среди традиционных товаров областного экспорта — прокат цветных металлов, электрические двигатели и генераторы, спецпродукция оборонно-промышленного комплекса.

    В связи с обострением конкуренции за инвестиционные ресурсы, планируемым вступлением России во Всемирную торговую организацию одной из основных задач становится реформа корпоративного управления. На первый план выходят проблемы повышения эффективности экономической и управленческой деятельности, внедрение аналитической работы на предприятиях. Помимо стабильных объемов промышленного производства, инвестора интересует финансовая устойчивость проекта, прозрачность управления капиталом на предприятии.

    Владимирская область обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ перед своими соседями: выгодное географическое положение, значительный научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Однако вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к значительному росту экспорта продукции владимирскими товаропроизводителями.

    Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу областного экспорта составляют пока продукция ОПК, которая не подвержена регулированию нормами ВТО.

    Во-вторых, структура экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей в промышленности и на транспорте, их недогрузки, заторможенности технического прогресса.

    В-третьих, по мере развития экономики внутренний рынок предъявляет растущий спрос на отечественную продукцию, что уже привело к ряду ограничений на экспорт.

    Можно предположить об уязвимости наших позиций в производстве гражданских машин и оборудования. Данная сфера отличается высокой добавленной стоимостью, поэтому испытывает значительный пресс конкуренции со стороны стран-контрагентов внешнеэкономической деятельности.

    Слабая позиция по гражданскому производству компенсируется значительной долей конкурентоспособного производства оружия и боеприпасов. В частности, специальные приборы, выпускаемые для нужд атомной энергетики, спецпродукция останутся востребованными на внутреннем рынке и продаваемыми на внешнем. Выпуск ряда иных изделий, например, экскаваторов и тракторов, вероятно, снизится, так как технический уровень зарубежных аналогов выше.

    Интеграция и совместные усилия государства и бизнеса

    Для повышения доверия к отечественному производителю, расширения присутствия на рынках продукции российских машиностроителей необходимо, в том числе, использование современных маркетинговых технологий, повышение имиджа предприятий и продукции.

    Главное условие повышения имиджа российского машиностроения — выпуск высококачественной продукции и ее популяризация. Государство должно помочь в создании информационно-справочной базы, организации ярмарок, выставок, вообще инфраструктуры рынка. Покупатель предпочитает товар импортного производства еще и потому, что не знает о качественном товаре, выпускаемом на российских заводах.

    Необходимы активные совместные действия предприятий и государства. Наш производитель должен всегда чувствовать за спиной мощную поддержку государства.

    Одна из важнейших задач органов государственной власти — создание благоприятного инвестиционного климата. В течение многих лет наша экономика была похожа на экономику временщиков. С такой экономикой серьезные инвесторы дело иметь не будут. Поэтому мы, привлекая инвесторов, должны доказывать делом, что российские предприятия имеют долгосрочную перспективу роста.

    Во Владимирской области создана комплексная система размещения капиталов, включая финансовое и организационно-правовое стимулирование инвестиционной деятельности. Благодаря этому в последние годы значительно улучшилась динамика инвестиций в основные фонды. За последние семь лет инвестиции в фактически действовавших ценах составили свыше 60 миллиардов рублей. Годовой приток прямых иностранных инвестиций в промышленность региона возрос более чем в пять раз.

    Повышение инвестиционной привлекательности региона и обеспечение притока инвестиций в те сектора экономики, которые определены в качестве приоритетных, остается одной из наших важнейших задач. В числе институциональных условий, создающих основу для устойчивого экономического роста всего региона — это развитие машиностроительного комплекса.

    В современных условиях эффективное производство могут обеспечить только крупные интегрированные структуры, способные объединить всю технологическую цепь — от разработки до производства.

    Зачастую, отдельному производителю крайне трудно сохранять не только свои позиции на рынках сырья, сбыта, но и финансовую самостоятельность. Вхождение предприятий в крупные вертикально-интегрированные структуры, ориентированные на решение государственных задач, снимает многие проблемные вопросы. Положительными примерами этого во Владимирской области являются: ОАО «Ковровский механический завод» (Росатом), ОАО «Муромское СКБ» («Уралвагонзавод»), ОАО «Муромский завод радиоизмерительных приборов» («Алмаз-Антей»), ЗАО «Кольчугцветмет» (УГМК), ОАО «Муромский стрелочный завод» («Трансмашхолдинг»), ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» («Тракторные заводы»).

    Занять лидирующие позиции в мире

    У российского машиностроения сегодня есть все предпосылки вернуть себе достойные позиции, как на внутреннем, так и на международном рынках. Для этого нужна государственная воля и системный диалог власти, машиностроителей и делового сообщества России.

    Роль согласующего звена или механизма для повышения эффективности производственной деятельности машиностроительных предприятий возьмет на себя вновь созданная Общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России». У нас во Владимирской области совместно с Лигой оборонных предприятий проведены рабочие совещания инициативной группы по учреждению регионального отделения Союза машиностроителей России.

    Отечественное машиностроение может расти динамичнее, чем на Западе. Для этого есть все необходимое. Это, прежде всего, собственная энергетическая и сырьевая база, развитая коммуникационная сеть, научный, интеллектуальный, кадровый, производственный и иные потенциалы. Несмотря на все экономические трудности, российское машиностроение по экспорту занимает в России второе место после топливно-энергетического комплекса.

    Сегодня практически во всех отраслях заканчивается процесс консолидации активов, создаются крупные промышленные холдинги. Для машиностроения это огромный шаг вперед. Долгие годы у нас никто не занимался новыми разработками ни на уровне государства, ни на уровне частных инвесторов. Предприятия производили все: начиная от «литейки» и до конечного продукта, и, разумеется, их инвестиционная привлекательность была весьма низкой.

    Крупные корпорации и интегрированные бизнес-группы оказываются наиболее готовыми аккумулировать финансовые потоки, необходимые для инвестиций. Обычно только они способны брать на себя технологические и финансовые риски создания нововведений и, что особенно важно, успешно решать проблемы внедрения. Такие структуры создают вокруг себя шлейф малого инновационного и производственного бизнеса, для которого выступают источником реального спроса.

    Экономика России находится на подъеме. Созданы все условия, экономические и политические, для устойчивого и самодостаточного развития без оглядки на мировую конъюнктуру цен на сырье и энергоресурсы. Сегодня необходимо выработать эффективный механизм перераспределения государственных доходов в область инновационного развития предприятий. А инновационное развитие — это в первую очередь машиностроение.

    » Вернуться в раздел "Справочник"

    Новости |
    Торговая площадка |
    Справочник |
    Поддержка |
    О проекте
    © 2019 INZONA.RU Связаться с нами!
    0      
    Рейтинг@Mail.ru