торговая площадка промышленного оборудования
Карта сайта
Написать нам письмо
 
 
 
 
 
 
 
  Справочник
 
 
Популярные заявки по категориям:
  • Металлообрабатывающее
  • Деревообрабатывающее
  • Электротехническое
  • Холодильное
  • Складское
  • Торговое
  • Весоизмерительное
  • Упаковочное
  • Строительное
  • Автомобильное
  • Насосное, компрессорное
  • Пищевое
  • Добывающее
  • Лабораторное
  • Сельскохозяйственное
  • Химическое
  • Оснащение предприятий
  • Ручной инструмент
  • Прочее
  • Справочник :: Индустриализация. Как это было в XX веке

    Справочник

    Индустриализация. Как это было в XX веке


    Такие тенденции в реформировании самодержавия проявились в работе виднейшего государственного деятеля царской России — министра финансов С. Ю. Витте, чья реформаторская активность совпала с периодом промышленного подъема 90-х годов XIX века.

    Благодаря комплексному подходу к стратегическим преобразованиям социально-экономических устоев того времени удалось, в определенной степени, добиться реализации планов, сформированных Витте. В Россий­ской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х годов XIX столетия промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило 40% всех действующих к началу XX века предприятий и было построено столько же железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружение которой Витте внес немалый личный вклад. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Но отставание от Запада и в абсолютных показателях, и особенно по душевному потреблению, оставалось еще весьма значительным.

    Вместе с тем следует отметить, что промышленная политика Витте была глубоко противоречива в своей основе, ибо он использовал для индустриального развития страны средства и условия, порожденные феодальной природой существовавшей в России системы государственного управления. Однако при этом Витте уделял большое внимание подготовке кадров для промышленности. К 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений.

    С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все большее место в деятельности министерства финансов занимала проблема взаимоотношений предпринимателей и рабочих. Правительством в тот период был издан ряд законов, регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, создан орган по контролю за соблюдением этих законов – фабричная инспекция. Деятельность ее к концу XIX века распространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В ее компетенции находился также контроль за техническим состоянием предприятий, точным оформлением документации при получении их владельцами различных ссуд из Государственного банка и наблюдение за разумным использованием кредитов. Фабричным инспекторам вменялось «следить и своевременно доводить до министерства финансов... о нездоровых проявлениях и неудобствах на фабриках, которые могут породить беспорядки».

    Были разработаны и приняты законы об организации рабочего времени на предприятиях (1897 год), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (1903 год), о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (1903 год), которые были при всей их ограниченности все же шагом вперед в разработке рабочего законодательства.

    Таким образом, в тот период индустриализация стала реальным процессом создания крупного машинного производства, и на этой основе наметился реальный переход от аграрного общества к индустриальному. Источниками средств для индустриализации в конце XIX века являлись как внутренние ресурсы, так и кредиты, а также инвестиции капиталов из более развитых стран.

    В ходе капиталистической индустриализации в России были созданы новые отрасли: пищевой, легкой и тяжелой промышленности (горная, угольная, нефтяная, металлургическая и металлообрабатывающая), самая длинная в Европе сеть железных дорог. Однако капиталистическая индустриализация в России осталась незавершенной. Отсутствовали отрасли машиностроения, станкостроения; неразвиты автомобильная, химическая и другие отрасли.

    После революции 1917 года первым документом, в котором получила выражение идея индустриального преобразования России на социалистических началах, был план ГОЭЛРО.

    Разработанный в 1920 году по инициативе В. И. Ленина, этот план предусматривал первоочередное развитие машиностроения, металлургии, топливно-энергетической базы и химии, то есть отраслей, призванных обеспечить технический прогресс в масштабах всей городской и сельской экономики. В течение десяти лет промышленное производство предполагалось почти удвоить, а численность рабочих увеличить всего на 17%. Речь шла не просто об электрификации народного хозяйства, но и о том, чтобы на этой основе перевести экономику на путь интенсификации.

    По мере восстановления народного хозяйства поиск путей и методов дальнейшего подъема производительных сил становился все более злободневным и вызывал все более горячие дискуссии. Невиданную прежде остроту приняли споры о возможности радикальных сдвигов в структуре народного хозяйства, о темпах индустриального прогресса, о приоритетном развитии тяжелой промышленности, об изыскании средств для массового строительства заводов и фабрик.
    Надо учитывать, что каждый из этих вопросов неизбежно вызывал множество проблем. Одной из острейших в те годы была задача — где взять средства для развития индустрии.

    Курс на социалистическую индустриализацию был взят, когда в деревне еще полностью преобладало мелкособственническое хозяйство и продолжался рост кулачества. Вне кооперативного сектора находились и действовали миллионы кустарей и ремесленников, в сфере торговли значительные позиции занимал частный капитал.

    В развитии научно-технической базы индустриализации СССР можно выделить несколько этапов, характеризуемых особенностями кадровой политики власти того периода. Сначала предпринималась попытка решить задачи научного и инженерного обеспечения хозяйственного строительства с помощью ученых и инженеров, получивших образование и приобретших опыт работы в России до 1917 года. Однако «политическая неблагонадежность» таких кадров стала предметом особой озабоченности правящей советской элиты того времени. Достаточно остро встал вопрос формирования новых кадров — представителей доминирующего класса рабочих и крестьян, т. е. широкого круга специалистов с новым уровнем образования: от рабочих до инженерно-технических категорий. При этом система высшего технического образования в стране того периода сама нуждалась в серьезной реорганизации. И, тем не менее, несмотря на все сложности задач социально-экономического развития страны в условиях формирования нового – советского общества, необходимый для науки и промышленности уровень образования был все же достигнут и обеспечил их развитие.

    Курс, провозглашенный XIV съездом ВКП(б) в 1925 году, был обозначен предельно ясно: превратить Советский Союз из страны, ввозящей оборудование, машины, орудия труда, в страну, самостоятельно производящую эту технику и тем самым обеспечивающую свою экономическую независимость и оборонную мощь. Но какими путями решать намеченную задачу, какими темпами, в какой срок? Конкретно ответить на каждый из таких вопросов было нелегко. Председатель Госплана СССР того времени Г. М. Кржижанов­ский, выражая взгляды руководства плановых органов страны, долгое время считал, что индустриализация должна пройти в СССР четыре основных этапа:

    1) развитие добывающей промышленности и расширение производства технических культур в сельском хозяйстве;
    2) реконструкция транспорта;
    3) обеспечение правильного размещения производительных сил и общий подъем товарности сельского хозяйства;
    4) развернутый фронт энергетики.

    К концу 1929 года одновременно с пересмотром заданий первой пятилетки развернулась реорганизация управления промышленностью. Суть заключалась в создании объединений, концентрирующих в своих руках все вопросы, относящиеся и к производству, и к сбыту, и к снабжению. Усиление плановой дисциплины и централизация хозяйственного руководства сочетались в начале 30-х годов с проведением обширного комплекса мероприятий в области финансовой системы. Осуществление кредитной реформы сопровождалось рядом грубых ошибок. В ходе их исправления принимались меры с целью упрочить прямые связи государственного банка с предприятиями и усилить контроль рублем за деятельностью промышленных и строительных организаций. Сфера стихийных рыночных отношений резко сузилась.

    При этом в определенный период практической реализации программы индустриализации страны важное значение придавалось привлечению специалистов из-за рубежа. Рассекреченные теперь документы свидетельствуют, что масштабы иностранной технической помощи в период восстановления народного хозяйства и выполнения первого пятилетнего плана оказались весьма значительными.

    В 1929 году на пленуме ЦК ВКП(б) при обсуждении контрольных цифр — заданий народному хозяйству страны на 1929 – 1930 годы – председатель ВСНХ СССР В. В. Куйбышев перечислил множество иностранных фирм и корпораций, принимавших участие в проектировании и строительстве новых шахт, заводов, а также в налаживании выпуска новой продукции.

    Конечно, научно-технический потенциал России в конце 20-х годов был значительно слабее того, каким располагал индустриальный Запад, и обращение к иностранным технологиям было вполне естественным. Но широкомасштабная ставка на зарубежных специалистов и импорт научно-технических знаний из-за рубежа не имела перспективы. Требовались отечественные кадры достаточно высокого уровня квалификации. С этими задачами ускоренно развивавшиеся учебные институты и техникумы, заводские лаборатории, научно-технические, проектно-технологические и другие отраслевые организации могли справиться далеко не в полной мере. Необходимо было создать систему российских научных учреждений для производства новых фундаментальных знаний как основания современных технических теорий, инженерных методов и технико-технологических норм. Вынужденная переоценка роли иностранной технической помощи и фундаментальной науки в индустриализации страны стала, по-видимому, одной из основных причин обращения руководителей страны в 1927 – 1929 гг. к отечественным инженерам и конструкторам, к научно-техническому потенциалу отечественных разработчиков. К такому пониманию проблемы научно-технического обеспечения индустриализации и роли академиче­ской науки партийно-государственное руководство СССР пришло не сразу, но зато проявило воистину железную волю и настойчивость в проведении вытекавшей из этого внутренней политики, направленной на ускоренное развитие советской науки и техники.

    В 1930 – 1941 годах в АН СССР было организовано семь институтов технического профиля: Энергетический, Горючих ископаемых, Горного дела, Машиноведения, Металлургии, Механики, Автоматики и телемеханики. Штаты этих институтов сначала были весьма скромными. Например, в Институте машиноведения при его организации было всего 24 человека.

    Глубокие теоретические и чисто прикладные технологические задачи зачастую решались разными коллективами под общим научным руководством. При таком подходе проблема взаимодействия и взаимосвязи академических, отраслевых и вузовских научных учреждений, фундаментальных и прикладных наук, теоретических, научно-технических, научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работ (НИОКР) либо не возникала вовсе, либо решалась оперативно, по ходу дела, без выведения ее на уровень высоких абстракций и специального методологического анализа. Во всяком случае, она не препятствовала успешному решению академическими и другими организациями комплексных задач индустриализации страны. Опыт успешной организации крупномасштабных научно-технических исследований в условиях отсутствия конкуренции и регулирующей роли рыночной экономики, безусловно, заслуживает сегодня особого изучения.

    Упор был сделан на развитие ускоренными темпами тяжелой промышленности. На сооружение ударных объектов приходилась почти половина всех капиталовложений, выделявшихся на сооружение примерно 1500 предприятий.

    Претворяя в жизнь политику индустриализации, партия и советский народ превратили СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в государство, которое самостоятельно вырабатывало все необходимое для строительства социалистического общества и сохраняло свою полную независимость по отношению к окружающему капиталистическому миру. Некогда аграрная страна добилась того, что по структуре промышленного производства вышла на уровень самых развитых стран мира. По объему промышленной продукции СССР обогнал Англию, Германию, Францию и занял второе место в мире, уступая лишь США. А по темпам индустриального роста СССР впервые превзошел и показатели развития американской экономики.
    Третья пятилетка проходила в условиях, когда начиналась новая мировая война. Ассигнования на оборону пришлось резко увеличить: в 1939 году они составляли четвертую часть государственного бюджета, в 1940-м — уже до одной трети, а в 1941 году — 43,4%.

    В ходе промышленного преобразования страны, охватившего все республики и регионы, вырос рабочий класс, на долю которого в 1939 году приходилась треть населения, а вместе со служащими рабочие составляли уже свыше половины трудящихся. В 1926 году, как и до революции, в городах проживало всего 18% граждан СССР. В 1939 году – фактически уже треть населения страны.

    Социалистическая индустриализация была осуществлена в нашей стране, находившейся в капиталистическом окружении, с использованием только внутренних источников накопления, в предельно короткие сроки. Во имя этого пришлось поступиться многим, в том числе нуждами потребления. Но продолжительность этого периода оказалась в нашей стране в несколько раз меньше, чем в США, Англии, Японии, Германии, Франции. Более того, чтобы обеспечить один 1% прироста национального дохода, СССР отвлекал из сферы потребления в годы довоенных пятилеток 1,1 – 1,6% национального дохода, а в США в период их «промышленного рывка» — 4 – 5,5%, в Англии — от 4,5 до 5%.

    В исторической литературе немало сказано о той роли, которую сыграла промышленность, построенная в годы Великой Отечественной войны, определившая в значительной степени победу советского народа. При этом очень важной составляющей процесса индустриализации страны стали новые кадры рабочих, инженеров, техников, ученых, партийных и комсомольских работников, выросших на стройках и предприятиях того времени. Ведь это они, прошедшие школу индустриализации, жившие и работавшие сплошь и рядом в экстремальных условиях и закалившиеся в них, обеспечили победу страны и на фронте, и в тылу, а затем, после войны, обеспечили освоение космоса и широкомасштабное развертывание научно-технической революции.

    Индустриализация России с 1920 по 1941 годы и ее развитие в последующие годы представляет собой исторический период становления крупной промышленности, определившей статус Советского Союза как научно-промышленной сверхдержавы. При этом есть основания утверждать, что научно-техническая, проектно-конструкторская деятельность внутри страны, и в первую очередь в структуре Академии наук СССР, имела не просто важное, но по многим параметрам и ключевое значение в процессе индустриализации. Базис отечественной промышленности, сформированной еще в тот период, в значительной степени позволил удержать потенциал сегодняшней промышленности и науки, несмотря на почти двадцатилетний период самовыживания в условиях перехода от плановой экономики СССР к рыночным отношениям, зарождавшимся нередко стихийно в период реформирования социально-экономических отношений в России с конца 80-х годов прошлого столетия.



    » Вернуться в раздел "Справочник"

    Новости |
    Торговая площадка |
    Справочник |
    Поддержка |
    О проекте
    © 2024 INZONA.RU Связаться с нами!
    0      
    Рейтинг@Mail.ru