Торговая площадка промышленного оборудования
Карта сайта
Написать нам письмо
 
 
 
 
 
 
 
  Справочник
 
 
Популярные заявки по категориям:
  • Металлообрабатывающее
  • Деревообрабатывающее
  • Электротехническое
  • Холодильное
  • Складское
  • Торговое
  • Весоизмерительное
  • Упаковочное
  • Строительное
  • Автомобильное
  • Насосное, компрессорное
  • Пищевое
  • Добывающее
  • Лабораторное
  • Сельскохозяйственное
  • Химическое
  • Оснащение предприятий
  • Ручной инструмент
  • Прочее
  • Справочник :: Промышленность и реформа технического регулирования

    Справочник

    Промышленность и реформа технического регулирования


    Решение о создании Межотраслевого Совета в строительстве было принято Комитетом РСПП 15 мая, 9 августа состоялось первое организационное заседание Совета.
    О задачах Совета рассказывает заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей ЛОЦМАНОВ. — Андрей Николаевич, у Комитета РСПП уже есть опыт создания подобных межотраслевых советов. Можно ли считать это направление вашей работы одним из приоритетных? — Координацию усилий различных отраслей по подготовке национальных стандартов и технических регламентов, несомненно, нужно назвать основной задачей нашего Комитета. Весной нами совместно с Ростехрегулированием был создан и сейчас успешно работает Межотраслевой совет по вопросам стандартизации в нефтегазовом комплексе страны. Цель создания подобных советов — вовлечь широкие круги представителей промышленности в процесс технического регулирования и стандартизации. Дело в том, что в советские времена вся работа по подготовке и обновлению стандартов лежала на научных учреждениях. Существовала развитая сеть как общесоюзных, так и отраслевых институтов. Деятельность в этом направлении координировалась Госстандартом — мощной организацией с большими полномочиями. Но это осталось в прошлом. Сегодня Госстандарт низведен до уровня агентства, а что касается всевозможных научных учреждений… Приведу лишь один пример. В НИИ трубной промышленности в советские времена работало более тысячи человек. Сегодня — 120. При этом средний возраст ведущих специалистов — докторов наук — перевалил за 70 лет. И так — практически везде. Вяло идет работа по обновлению национальных стандартов. Если, например, в Германии ежегодно обновляется около 2500 стандартов, то у нас — чуть более 300. — Какой же выход из создавшегося положения? — В этих условиях основная тяжесть работы по подготовке и обновлению стандартов должна лечь на промышленность. Так, кстати, принято во всем мире. Везде промышленность очень активно участвует в разработке стандартов. Естественно, для этого необходимо владеть нужными знаниями и методиками. Вооружить ими наших промышленников — еще одна задача, стоящая перед межотраслевыми советами. Надо также разъяснить актуальность, перспективность такой работы, наконец, выгоду, которую она может принести. — А в чем может заключаться выгода от разработки стандартов? — Мировая практика показывает, что один доллар, вложенный в стандартизацию, со временем приносит 20 долларов прибыли. Стандарт, созданный с учетом особенностей конкретной продукции, значительно облегчает производителю ее продвижение на рынке, особенно на международном. И наоборот, работа по устаревшим стандартам, не соответствующим международным требованиям, влечет массу проблем. Когда компания British Petroleum приступала к освоению нефтяных месторождений в Казахстане, начало работ пришлось отложить на два года. Именно столько времени понадобилось для перехода с еще советских ГОСТов, принятых у наших соседей, на международные стандарты, которыми, естественно, руководствуются зарубежные нефтяные компании. Вообще, если говорить о стандартах, то сейчас в этой области очень бурно идет процесс глобализации. Все чаще приходится говорить не о европейских или американских стандартах, а о международных, мировых. Поэтому задача нашей промышленности — активное участие в разработке не только национальных, но и международных стандартов, в работе технических комитетов международных организаций по стандартизации. Почему это так необходимо? Участвовать в разработке международных стандартов — значит быть в курсе требований, которые будут предъявляться к продукции данной отрасли через два-три года. Соответственно появляется возможность планировать техническое перевооружение предприятия, осваивать новые технологии с учетом требований завтрашнего дня. К тому же, если у наших производителей есть перспективные разработки, они могут с учетом собственных интересов влиять на стандарты в процессе разработки, вносить в них требования, которым соответствует именно их новая продукция. Ясно, насколько это важно для повышения конкурентоспособности. — Но много ли найдется сегодня в России промышленных разработок, которые могут лечь в основу международных стандартов? — Немало, уверяю вас. В целом ряде отраслей мы по-прежнему удерживаем приоритетные позиции. Приведу лишь один пример. Россия — единственный производитель бурильных алюминиевых труб. Эти трубы значительно легче стальных, а по прочностным характеристикам им не уступают. Наши специалисты разработали стандарт ИСО именно на эти трубы. И получили великолепный документ для продвижения своей продукции на мировой рынок. И таких возможностей немало. Но нужно учиться ими пользоваться. Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия и межотраслевые советы как наши подразделения призваны помочь в этом. — Всевозможные конференции и семинары, которые организует Комитет и у нас в стране, и за рубежом, преследуют ту же цель? — Да, это в первую очередь учебные меро­приятия. В октябре планируется конференция в Мюнхене, в которой с нашей стороны примут участие около 120 человек — прежде всего представители промышленных предприятий. В рамках конференции будет проведено несколько семинаров и круглых столов, где представители немецкой промышленности поделятся с российскими коллегами практическим опытом по стандартизации, разработке технических регламентов. Традиционными стали семинары, проводимые Комитетом в различных регионах страны. Один из них прошел недавно в Новосибирске. Причем после его проведения вице-губернатор области, присутствовавший на семинаре, принял решение создать в регионе комиссию по техническому регулированию, для того, чтобы предприятия Новосибирской области активнее включались в этот процесс. Еще одним подтверждением того, что в масштабах страны вопросы стандартизации, разработки технических регламентов решаются плохо, стало появление в регионах местных, «самодеятельных» нормативных документов. Например, в строительной отрасли. Об этом на последнем заседании Комитета рассказал исполнительный директор Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области Юрий Чумерин. Не дожидаясь обновленных стандартов, технических регламентов там строители работают сегодня по областным строительным нормамативам. — Можно сказать — не от хорошей жизни… — Согласен. Технических регламентов пока нет, старые СНиПы никто не обновляет, и это при том, что за последние годы в стране стали использоваться новые строительные материалы и технологии. Но работать по каким-то документам нужно. Вот и приходится создавать свои нормативы. По словам Ю. Чумерина — документы вполне реальные, работающие. Вот, кстати, еще одна задача для созданного Межотраслевого совета — изучить этот опыт, использовать в практической деятельности при разработке стандартов и технических регламентов. — Особая ценность этих нормативов, наверное, в том, что они как бы прошли испытания практикой и разработаны практиками же, а не кабинетными работниками. — Вот именно! Руководство РСПП неоднократно на самом высоком уровне говорило о необходимости привлечения широкой общественности к разработке технических регламентов и стандартов. Но на деле этого нет. А есть вот что. Организации, причем, как правило, одни и те же, выигрывают конкурсы на разработку технических регламентов. Восемь-девять месяцев пишут их, а затем выносят на суд общественности. И оказывается, что документы получились совершенно неудобоваримые. Время потрачено, средства — тоже. Результата как такового нет. Сегодня в стадии подготовки находятся более ста технических регламентов, и все они возвращены на доработку и переработку. Приведу лишь один пример — технический регламент «Сосуды, работающие под давлением». Для общественного обсуждения был представлен документ, где ни слова не говорилось о баллонах — газовых, аэрозольных. По мнению разработчиков регламента, сосудами, работающими под давлением, являются исключительно всевозможные котлы. Объясняется такая «избирательность» просто: регламент готовили энергетики. Вот такого узковедомственного подхода мы стараемся избежать в деятельности межотраслевых советов. В их работе будут принимать участие представители как по­требителей, так и производителей продукции, на которую разрабатываются конкретные документы. При этом надо учитывать, что собственно технический регламент — это лишь «вершина айсберга». Как показала практика, его применение должны обеспечивать соответствующие стандарты, необходимо вносить изменения в смежные законодательства. — Вы имеете в виду довольно печальный опыт введения в действие первого принятого технического регламента — по вредным выбросам автомобильного транспорта? — Да. Здесь можно с полным правом сказать, что «первый блин вышел комом». Когда этот регламент вступил в действие, сразу возникла масса проблем. И стало совершенно очевидно, что при подготовке подобных документов необходим комплексный подход. Поэтому разговор сегодня идет и о технических регламентах, и о стандартах, призванных обеспечивать их действенность. Этот момент мы тоже будем учитывать при организации работы межотраслевых советов по техническому регулированию. — Помимо нефтегазовой и строительной отраслей, Комитет планирует создание других подобных органов? — В планах на текущий год — создание совместно с Ростехрегулированием межотраслевого совета в металлургическом комплексе. Там тоже накопилось немало проблем. Причем трубная подотрасль в плане стандартизации и технического регулирования заметно вырвалась вперед, уже накопила хороший опыт работы в этом направлении, который можно и нужно будет использовать в деятельности будущего совета. Вероятно, этими тремя направлениями — нефтегазовым комплексом, строительством и металлургией — нам пока придется ограничиться. Возможности Комитета не беспредельны, лучше не распылять силы. Тем более, что сейчас очевидно: вопросы стандартизации и технического регулирования — чрезвычайно сложные, многогранные, требующие комплексного решения.

    » Вернуться в раздел "Справочник"

    Новости |
    Торговая площадка |
    Справочник |
    Поддержка |
    О проекте
    © 2019 INZONA.RU Связаться с нами!
    0      
    Рейтинг@Mail.ru