Торговая площадка промышленного оборудования
Карта сайта
Написать нам письмо
 
 
 
 
 
 
 
  Справочник
 
 
Популярные заявки по категориям:
  • Металлообрабатывающее
  • Деревообрабатывающее
  • Электротехническое
  • Холодильное
  • Складское
  • Торговое
  • Весоизмерительное
  • Упаковочное
  • Строительное
  • Автомобильное
  • Насосное, компрессорное
  • Пищевое
  • Добывающее
  • Лабораторное
  • Сельскохозяйственное
  • Химическое
  • Оснащение предприятий
  • Ручной инструмент
  • Прочее
  • Справочник :: Тенденции в российской промышленности

    Справочник

    Тенденции в российской промышленности


    В начале своего выступления я хотел бы кратко охарактеризовать тенденции, преобладающие в российской промышленности в целом. Последние годы экономика России показывает достаточно устойчивые темпы роста, как валового внутреннего продукта (ВВП), так и объема промышленного производства. Хотя не могу не отметить тот факт, что в 2005 году произошло замедление роста ВВП (6,4% против 7, 2% в 2004-м году) при одновременном снижении темпов роста промышленного производства (104% против 108,3% в 2004-м) . Наибольшую долю в производстве валовой добавленной стоимости в разрезе по видам экономической деятельности составляет промышленное производство - 31,2%, в том числе 17,3% - обрабатывающие отрасли, на втором месте – предоставление услуг (слайд 2). Примечательно, что в условиях фактического исчерпания потенциала «быстрого» роста добывающих отраслей промышленности (рост добычи полезных ископаемых в 2005 году составил 101,3% против 106,8% в 2004 году) и дальнейшего укрепления реального курса рубля, удалось сохранить достаточно высокие темпы роста обрабатывающих производств (105,7%, обеспечивших 2/3 общего прироста производства) . [Слайд 3]. Положительная динамика промышленного роста определяется, в основном, благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и возрастающим инвестиционным спросом. Лидерами промышленного роста (среди обрабатывающих производств) являются производство электротехнического оборудования, транспортных средств и металлургическое производство. Наиболее низкие темпы роста демонстрируют химическое производство и целлюлозно-бумажная промышленность. Отрицательная динамика у предприятий легкой промышленности и в производстве машин и оборудования (слайд 4). В отраслях промышленности трудятся 6,7 миллионов человек, почти половина из них - заняты в машиностроительном комплексе, объединяющем 7500 крупных и средних предприятий и организаций, представленных практически во всех субъектах Российской Федерации, на втором месте – металлургический комплекс – 18,3% занятых. Это свидетельствует о социальной значимости и подчеркивает региональную специфику промышленного развития России (слайд 5,6). Что касается распределения основных фондов, то наиболее дорогостоящие из них (среди обрабатывающих производств) сосредоточены в машиностроительном комплексе. При этом по объемам инвестиционных вложений обрабатывающие отрасли очень сильно отстают от предприятий сырьевого сектора, что обуславливает низкие темпы обновления основных производственных фондов на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности. Анализ данных об уровне использования мощностей, т.е. об их загрузке в разрезе видов показывает, что наиболее загружены мощности сырьевых отраслей, в то время как мощности по обработке используются менее чем на половину. Перекос в сторону сырьевых отраслей отражается и в структуре российского экспорта. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что суммарная доля топливно-энергетического сектора и металлургии в экспорте составляет практически 70%, в то время как машины, оборудование и транспортные средства, т.е. продукция обрабатывающих отраслей с высокой долей добавленной стоимости едва превышает 10%. Обратная ситуация с импортом. Здесь, наоборот, более трети импортных поставок приходится на машины, оборудование и транспортные средства. Значительной долей импорта являются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, а также продукция химической промышленности, что свидетельствует о все еще недостаточном развитии данных отраслей и о структурных диспропорциях внутри них, не позволяющим по тем или иным причинам удовлетворять потребности внутреннего рынка. Поэтому очевидно, что для решения проблем промышленности и для дальнейшего эффективного развития, необходимо разработать и реализовать комплекс инструментов, механизмов и мер, т.е. установить целевые ориентиры развития промышленности, описать механизмы и сроки достижения сформулированных целей, что и составляет суть промышленной политики, реализуемой государством (слайд 7). Основным инструментом промышленной политики являются разрабатываемые стратегии и концепции развития основных промышленных комплексов и меры по их реализации. В стратегиях определяются основные проблемы и ограничения отраслевого развития, цели и задачи их достижения, формулируются меры и механизмы, основные результаты их реализации. В настоящее время завершается разработка стратегий развития металлургического, химического и нефтехимического, лесопромышленного, машиностроительного комплексов, легкой и медицинской промышленности до 2015 года. Принятие этих стратегий позволит определить и стратегии развития соответствующих рынков, выработать ясные и четкие ориентиры развития промышленности, создать правовые и организационные механизмы их достижения. Обсуждению проблемных вопросов и выработке эффективных мер развития обрабатывающих отраслей промышленности уже был посвящен ряд заседаний Правительства Российской Федерации. Так, были рассмотрены перспективы развития автомобильной промышленности , сельхозмашиностроения, дважды лесопромышленного комплекса. В самое ближайшее время готовятся к рассмотрению вопросы по металлургической и химической и нефтехимической промышленности . В планах мероприятий по развитию основных промышленных комплексов содержатся общие разделы, отражающие единые приоритеты промышленной политики: - стимулирование притока инвестиций в промышленность; - поддержка технического перевооружения предприятий путем снижения или отмены ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в России; - поддержка экспортеров промышленной продукции и защита отечественных производителей на внутреннем рынке; - стимулирование инновационного развития промышленности путем частичного финансирования инвестиционных проектов, имеющих особо важное государственное значение, в том числе в области критических технологий; - выработка мер, направленных на совершенствование системы образования и профессиональной подготовки специалистов для промышленных предприятий. Основными задачами на ближайшую перспективу является выработка нормативной правовой базы в сфере (слайд 8): - определения приоритетов промышленного развития России; - формирование рыночной инфраструктуры: совершенствование финансовых институтов, повышение эффективности деятельности страховых компаний, модернизация экономики, снижение ресурсопотребления, увеличение производительности и в конечном итоге повышение конкурентоспособности отечественного производства; - стимулирование притока в промышленность инвестиций, в том числе иностранных; - обеспечение выхода на внешний рынок конкурентоспособной продукции. Большое значение мы придаем и участию предприятий отечественной промышленности в поставках современной конкурентоспособной техники и оборудования при реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье». Реализация разработанных мер по развитию отраслей промышленности позволит повысить конкурентоспособность российской промышленности (что особенно актуально в свете предстоящего вступления в ВТО), повысить загрузку производственных мощностей и занятость, осуществить широкомасштабную модернизацию промышленных комплексов. И в свете сказанного, остановлюсь подробнее на вопросах развития металлургической промышленности . В развитии российской металлургии можно выделить положительные тенденции , укрепившиеся в последние годы – это (слайд 9): · рост производства (в 2005 году по сравнению с уровнем 2000 года производство основных видов продукции металлургического комплекса выросло: производство готового проката черных металлов увеличилось на 17% и составило 54,7 млн. т, труб стальных - на 34,5% и составило 6,7 млн. т., руды железной товарной - на 9,6% и составило 95,1 млн. т.; алюминия - на 13%, меди рафинированной - на 13,7%, никеля - на 10,7%) (слайд 10,11); · увеличение прибыли – в 2,1 раза; · рост инвестиций – в 2,8 раза; · рост экспорта металлопродукции в стоимостном выражении – в 2,2 раза; · сохранение достаточно высокого уровня рентабельности производства (в среднем около 23%); · стабильный рост средней заработной платы (около 15% в год); · формирование крупных вертикально – горизонтально интегрированных компаний (в черной металлургии – 9, в цветной – 5). Процесс полной консолидации отрасли сейчас уже практически завершен и в течение последних лет компании активно скупали сырьевые (угольные и рудные) и производственные активы в России и за рубежом и выстраивали собственную логистику. По оценке в 2006 году производство основных видов продукции металлургического комплекса составит: железной руды – 100,5 млн. т (105,7% к уровню 2005 г .), готового проката – 58 млн. т (106%), труб стальных – 7,5 млн. т (112%), алюминия первичного – 102%, меди рафинированной – 100,2% и никеля – 102,5%. Прибыль металлургического комплекса составит 470 млрд. рублей (112% к уровню 2005 г .), инвестиции в основной капитал вырастут на 26% и составят 195 млрд. рублей. Комплекс мер и разработанный в соответствии с ним План мероприятий по развитию металлургической промышленности России на 2004-2006 годы позволили поддержать и укрепить позитивные тенденции, связанные с привлечением инвестиций, модернизацией производства и расширением экспорта металлопродукции. 1. Были отменены импортные пошлины на основные виды высокотехнологичного оборудования, не производимого в России; 2. Оказывалась поддержка проектам российских экспортеров по приобретению контрольных пакетов акций и участию в приватизации металлургических предприятий за рубежом; 3. Проводилась целенаправленная работа по устранению ограничений, действующих на внешних рынках в отношении российской металлопродукции: 4. В целях защиты внутреннего рынка проводилась корректировка ввозных таможенных пошлин на некоторые виды металлопродукции, а также введение антидемпинговых пошлин на металлопродукцию по результатам проведенных расследований. Однако, несмотря на благоприятные в целом результаты в развитии металлургии, имеется и ряд негативных тенденций (слайд 12) 1. низкая доля продукции высокой технической готовности в экспорте и недоступность внешнего рынка по ряду видов металлопродукции ввиду применения ограничительных мер; 2. низкие темпы развития металлопотребляющих отраслей экономики; 3. инфраструктурные ограничения при реализации инвестиционных проектов по созданию новых производственных мощностей и развитию новых промышленных регионов; 4. сохранение значительных объемов импорта в результате недостаточной конкурентоспособности ряда видов металлопродукции и несвоевременного введения защитных мер на внутреннем рынке; 5. низкие темпы снижения удельных расходов сырья и энергоресурсов на производство продукции; 6. низкие темпы снижения сверхнормативных выбросов вредных веществ в воздушный и водный бассейны 7. крайне низкие объемы геологоразведочных работ на фоне низкой конкурентоспособности ряда видов рудного сырья. Теперь остановимся подробнее и рассмотрим каждую из перечисленных мною проблем. По первой проблеме. Металлургия является экспортоориентированной отраслью. Металлы и изделия из них уже на протяжении нескольких лет сохраняют второе место в товарной структуре российского экспорта. Однако российские предприятия-экспортеры сталкиваются с серьезными трудностями на внешних рынках металлопродукции. Так, на сегодняшний день, в отношении российской металлопродукции (горячекатаный и холоднокатаный лист, трубы, алюминий и др.) действуют 38 ограничительных мер в 18 странах мира (ЕС, США, Турция, Австралия, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Индия, ЮАР и др.). Например, в июле 2006 года ЕС введена антидемпинговая пошлина на бесшовные трубы, и, по сути, она стала запретительной, практически закрыв рынок ЕС для российских трубников. (слайд 13,14) Также в торговле с Евросоюзом действует 6%-ная пошлина на алюминий нелегированный и все сплавы, и 4,5%-ная пошлина на продукцию повышенной готовности (алюминиевый прокат, трубы, профиль, лист и.т.п.) – это с учетом преференций. Однако с введением новых правил, размер пошлины вырастет до 7,5%, что повлечет за собой сокращение российского экспорта алюминиевой продукции повышенной готовности в ЕС на 20-30%. На создание благоприятных условий доступа отечественных производителей на внешние рынки и их защиту будут направлены меры по усилению системы мер защиты, предусматривающей, в том числе, оказание содействия российским участникам внешнеэкономической деятельности со стороны торгпредств и посольств при реализации инвестиционных проектов за рубежом, в антидемпинговых и других аналогичных процессах, инициированных органами расследования зарубежных стран. Учитывая, что доля продукции высоких переделов в экспорте металлургии составляет только 10%, а остальное приходится на сырье, полуфабрикаты и основные первичные металлы, это серьезный удар. Поэтому необходимо осуществлять поддержку отечественных экспортеров, особенно металлопродукции высокой степени переработки и здесь одной из мер поддержки будет являться возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Еще одним механизмом поддержки экспортеров является деятельность Министерства в рамках международного сотрудничества – это диалог АТЭС по цветным металлам, диалог по промышленности и предпринимательству КЕС, проработка вопроса о полноправном членстве России в Комитете ОЭСР по стали и др. Участие в международных диалогах и аналогичное международное сотрудничество позволит расширить экономические связи и будет способствовать продвижению российской металлопродукции на мировые рынки, привлечению инвестиций, расширению обмена информацией и выработке единых позиций России и стран-участниц, а также подготовке высококвалифицированных кадров. По второй проблеме . Перспективы развития металлургического комплекса связаны, в первую очередь, с ростом внутреннего потребления металлов. На решение этой задачи направлен ряд мероприятий, включая повышение технического и технологического уровня производства на металлургических предприятиях, расширение номенклатуры и создание новых видов продукции, а также динамичное развитие металлоёмких отраслей: машиностроения, металлообработки, строительства и создания ими новых, современных, прогрессивных видов продукции. Активизация развития металлопотребляющих отраслей предполагает, в первую очередь, обеспечение благоприятного инвестиционного климата в промышленности, особенно машиностроении, транспорте и строительстве, выработку прямых государственных решений по развитию важнейших металлопотребляющих отраслей (автосборка, трубопроводный транспорт, судо- и авиастроение, а также участие металлургических компаний в реализации инвестиционных программ отраслей – естественных монополистов (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Транснефть»). Что касается третьей проблемы . В металлургической отрасли наблюдается стабильный рост инвестиций (слайд 15). На большинстве предприятий отрасли уже приняты перспективные инвестиционные программы развития на период до 2010-2015 годов. Однако металлургические предприятия испытывают серьезные трудности, вызванные недостатком средств на создание необходимой инфраструктуры (железнодорожные пути, линии электропередач, автомобильные дороги и др.) для развития новых промышленных регионов. Одним из путей решения данной проблемы является использование механизма государственно-частного партнерства, в том числе использование средств инвестфонда (слайд 16). Так, сейчас Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, уже одобрены два крупных инвестиционных проекта в металлургическом комплексе России. И это не предел. Надо работать дальше и запускать новые крупные проекты. Следующая, четвертая проблема . Серьезным сдерживающим фактором развития отрасли в настоящее время является недостаточная конкурентоспособность ряда видов продукции. Уровень конкурентоспособности металлопродукции в значительной степени характеризуется технологическим уровнем производства, его структурой. Так, доля электростали в России составляет 20,5%, в то время как в среднем по миру – около 35%; доля непрерывной разливки стали на МНЛЗ в России – 66%, а в среднем по миру – более 90% (слайд 17,18). Высокая доля электростали и разливки на МНЛЗ в промышленно-развитых странах создает ряд существенных преимуществ: во-первых, сортамент стали, выплавляемой в электропечах, существенно шире, чем при выплавке в других агрегатах; во-вторых, снижаются издержки производства, расходы материалов, выбросы в окружающую среду; в-третьих, имеется возможность гибкого реагирования на изменение потребности рынка. Защита российского рынка металлопродукции от недобросовестной иностранной конкуренции также является серьезной проблемой, сдерживающей динамичное развитие отрасли. Крайне важно своевременно вводить адекватные меры, направленные на защиту интересов российских металлургических предприятий от демпингового и субсидированного импорта. К сожалению, так происходит не всегда. И этому, есть ряд примеров. Так, почти год назад Минэкономразвития России завершило антидемпинговое расследование в отношении нержавеющего никельсодержащего плоского проката из стран ЕС и рекомендовало Правительству ввести антидемпинговую пошлину. Однако эта пошлина до сих пор не введена, а на территорию страны продолжает поступать демпинговый импорт из ЕС. В сложившейся ситуации Россия может полностью потерять отечественное производство нержавеющего проката. Еще одним примером может служить ситуация с трубами большого диаметра. С 2003 года начался стихийный рост объемов импорта ТБД в Россию. В результате проведенного расследования, подтвердившего факт нанесения ущерба, было принято решение о введении специальной пошлины в размере 8 процентов. Однако за 9 месяцев т.г. доля ТБД происхождением из Украины увеличилась до 20%, а рост импорта составил 55%. Очевидно, что меры должны были быть более жесткими, особенно принимая во внимание тот факт, что современные мощности по производству конкурентоспособных ТБД в России составляют около 4 млн. тонн и позволяют обеспечивать потребности по всем реализуемым проектам. Таким образом, необходимо усилить систему мер защиты отечественных производителей на внутреннем рынке, своевременно принимая обоснованные решения о введении специальных защитных мер. Пятая проблема . Анализируя технологический уровень производства на предприятиях комплекса, необходимо отметить, что только около 50% применяемых схем соответствует лучшим зарубежным аналогам. Это негативно отражается на уровне удельных расходов ресурсов и, конечно, на конкурентоспособности продукции. Степень износа основных фондов в производстве черных металлов составляет в среднем 48,5%, в цветной металлургии – 42,5%, при колебаниях от 32% до 70% в зависимости от вида продукции. По целому ряду производств требуется незамедлительная модернизация оборудования, включая системы газо- и водоочистки. Металлургические предприятия в связи с недостаточным качеством выпускаемого отечественного технологического оборудования или отсутствием его производства вынуждены закупать его по импорту. В целях повышения конкурентоспособности отечественной металлопродукции и снижения негативного воздействия на окружающую среду Минпромэнерго России совместно с другими федеральными органами проводится постоянная работа по снижению (или отмене) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для металлургической промышленности, не производимое в России. Шестая, экологическая проблема . Металлургический комплекс относится к числу наиболее экологически неблагоприятных сфер экономики России (35% промышленных выбросов в атмосферу, 17% сбросов загрязненных сточных вод), находясь на 2-ом месте по уровню загрязнения. В последние годы в рамках практически каждого инвестиционного проекта, реализуемого на предприятиях металлургического комплекса, предусмотрены мероприятия по снижению промышленных выбросов и улучшению санитарной обстановки на рабочих местах. Эти меры уже обеспечили снижение выбросов вредных веществ в атмосферу к 2006 году на 6,4% по сравнению с уровнем 2000 года, сброса загрязненных сточных вод - на 4,5%. Вместе с тем в местах концентрации уже действующих металлургических предприятий экологическая обстановка длительное время остается достаточно напряженной. Для улучшения состояния окружающей среды необходимы значительные инвестиции в модернизации металлургического производства. Одним из перспективных инвестиционных ресурсов, который пока не используется, является возможность использования механизмов Киотского протокола в рамках проектов совместного осуществления (ПСО). Реализация таких проектов в металлургическом комплексе позволит не только сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, но и в значительной степени модернизировать производство. В связи с этим необходимо ускорить принятие решений позволяющих использовать механизмы Киотского протокола для привлечения инвестиций в металлургическую промышленность. Реализация комплекса мер в рамках Киотского протокола в значительной степени обеспечит стимулирование металлургических предприятий на внедрение ресурсосберегающих и природоохранных технологий. Седьмая, п ожалуй, самая серьезная проблема, с которой столкнулась металлургическая промышленность на сегодняшний день - это сырьевое обеспечение. Месторождения практически всех дефицитных видов минерального сырья в России имеются, но их запасы в новых экономических условиях хозяйствования не привлекательны для инвесторов. И этому есть объективные причины: рост тарифов на энергоносители и железнодорожные перевозки, а также налог на добычу полезных ископаемых, не учитывающий различных условий разработки существенно снизили показатели эффективности разработки месторождений. Введенный в 2002 году налог на добычу полезных ископаемых не учитывает различие географических, горно-геологических, экономических и иных условий разработки месторождений полезных ископаемых. Кроме того, главный недостаток главы 26 Налогового Кодекса Российской Федерации – противоречивость в определении объекта налогообложения. Согласно статье 336 НК РФ объектом налогообложения признаются «полезные ископаемые», добытые из недр». Однако, начиная с 2005 года, налоговые органы отдельных регионов вместо законного объекта налогообложения – извлеченной из недр железной руды, в качестве добытого полезного ископаемого предписывают налогоплательщикам считать продукты переработки (обогащения) добытой руды – железорудные концентраты, сохраняя при этом налоговую ставку, установленную для сырой руды, что увеличивает сумму налога по отдельным предприятиям от 3 до 10 раз. Указанное обстоятельство явилось причиной многочисленных конфликтов и судебных разбирательств между предприятиями и налоговыми органами. В данном направлении предусматривается осуществлять работу по совершенствованию системы налогообложения добычи твердых полезных ископаемых, предусматривающей введение дифференцированной ставки НДПИ, уточнение объекта налогообложения при исчислении налога на добычу твердых полезных ископаемых, а также предоставление налоговых каникул для предприятий, разрабатывающих новые месторождения с созданием соответствующей инфраструктуры. Решение всех этих, а также целого ряда других, не менее важных задач, предусмотрено в новом Плане мероприятий по развитию металлургии на 2007-2008 годы. Уверен, что реализация этих мер даст новый импульс для проведения модернизации металлургической промышленности России, повышения её экспортного потенциала; позволит обеспечить переход отрасли на инновационный путь развития, и окажет позитивное влияние на повышение конкурентоспособности не только металлопродукции, но и продукции смежных отраслей.

    » Вернуться в раздел "Справочник"

    Новости |
    Торговая площадка |
    Справочник |
    Поддержка |
    О проекте
    © 2019 INZONA.RU Связаться с нами!
    0      
    Рейтинг@Mail.ru