Финский концерн Nokian, недавно заявивший о планах более чем вдвое увеличить мощности своего шинного завода в России, теперь признался, что не прочь создать производство и в Казахстане. При этом в компании уверяют, что реализация этого проекта никак не скажется на планах по развитию российского производства. А эксперты отмечают, что рынок Казахстана является одним из наиболее привлекательных в СНГ, а продажи шин растут на нем на 15—20% в год.
Финская Nokian Tyres занимает лидирующие позиции в производстве шин в Скандинавии. В России компании принадлежит завод во Всеволожске, производственная мощность которого сейчас составляет 4 млн шин в год. В первом полугодии 2007 года выручка компании составила 432 млн евро (рост на 23,8%), а операционная прибыль — 89,2 млн евро (рост на 83,5%).
В пятницу Nokian в своем сообщении, направленном на Хельсинкскую фондовую биржу, объявила о том, что ведет переговоры об участии в проекте строительства шинного завода в Казахстане. Как отмечается в заявлении компании, никакие решения на этот счет пока не приняты. Завершить переговорный процесс Nokian рассчитывает до конца 2007 года.
Интерес финской компании к расширению своего присутствия в странах СНГ понятен, ведь этот регион уже не первый год является крупнейшим рынком сбыта для Nokian. По итогам первого полугодия продажи в России и СНГ выросли еще на 52,1%, а в целом этот регион обеспечил шинной компании треть всей ее выручки. При этом Казахстан является третьим по величине в СНГ рынком сбыта: по оценкам Nokian, местный автопарк оценивается в 1,5 млн автомобилей. Емкость шинного рынка оценивается в 2—2,5 млн шин в год, причем продажи растут на 15—20% в год. Михаил Фролов из ИК «Финам» отмечает, что 60% продаж легковых покрышек в Казахстане приходится на зимние шины, производство которых является главной специализацией финской компании. При этом собственного производства легковых шин в стране нет, напоминает эксперт. Единственный шинный завод Interkomshina (бывший Шымкентский шинный завод) специализируется на грузовых и сельскохозяйственных шинах.
Между тем у Nokian уже есть завод во Всеволожске (Ленинградская область), и отчасти именно бурный рост продаж в странах СНГ побудил компанию в начале этого года принять решение об увеличении производственных мощностей на этом предприятии с нынешних 4 млн до 10 млн шин в год (к 2011 году). Впрочем, как заверил РБК daily президент Nokian Tyres Ким Гран, казахский проект, если он будет реализован, никак не скажется на российском предприятии. «Наши российские планы остаются в силе, и расширение, о котором мы недавно объявили, будет реализовано», — отметил он.
При этом никакие детали казахского проекта в компании не разглашают. Впрочем, согласно сообщениям казахских СМИ, местным партнером Nokian может выступить корпорация «Ордабасы», которая намерена потратить 200 млн долл. на создание шинного завода, способного выпускать 4 млн покрышек ежегодно. Казахская компания, в частности, заявляла, что планирует выпускать на новом предприятии шины как под брендом Nokian, так и под маркой «Астана». При этом ранее представители «Ордабасы» заявляли, что 50% продукции нового предприятия будет экспортироваться.