|
Восемь лет на разгон Транспортное машиностроение поднимут иностранцыМинпромэнерго придумало, как сделать российское транспортное машиностроение конкурентоспособным на внешних рынках. Отрасли должны помочь иностранные производители, способные создавать современные компоненты для локомотивов и вагонов. В ближайшие годы им предложат условия трансферта инвестиций и технологий, близкие к тем, что действуют в автопроме. Сами поезда по мысли чиновников должны разрабатываться в России, для чего до 2010 года государство должно выделить более 650 млн долл. Минпромэнерго ознакомило специалистов и экспертов с проектом стратегии развития транспортного машиностроения до 2015 года. Ожидания чиновников новизной не отличались: отрасль должна самостоятельно разрабатывать высокотехнологичную технику, которая была бы конкурентоспособной на мировом рынке. Среди основных экспортных направлений, привлекающих ведомство, значатся не только страны СНГ и Балтии, но и Восточная Европа, Ближний Восток и Средняя Азия. В результате реализации проекта к 2010 году доля российского трансмаша на мировом рынке должна вырасти с нынешних 10 до 17—24%. В общей сложности только на разработку подвижного состава, по оценкам чиновников, до 2010 года потребуется около 650 млн долл., а с претензией на внешние рынки — еще не менее 200 млн долл. В то же время сам бизнес, утверждают авторы стратегии, способен за три года выделить не более 200 млн долл. Необходимые технологии предполагается привлечь из-за рубежа, стимулируя иностранных производителей компонентов создавать совместные предприятия с российскими партнерами. Причем в министерстве подчеркивают, что от иностранцев ждут не столько инвестиций, сколько самих технологий на условии их обязательной передачи российским производителям. Доля зарубежных партнеров в капитале СП, по мысли чиновников, не должна превышать 50%, а уровень локализации должен составлять не менее 60—65% в начале производства и не менее 80—85% через три года. Вплоть до полной локализации правительству предлагается установить льготные тарифы на импортные детали, похожие на те, что действуют в автопроме. В марте 2005 года пошлины на ввоз автокомпонентов были снижены до 0—3%. Идея, судя по всему, принадлежит самим чиновникам Минпромэнерго, поскольку для специалистов Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) она стала неожиданностью. Предполагается, что к 2010 году отношение инвестиций к выручке предприятий машиностроения вырастет до 10—12% с 2,6% в 2005 году. Чиновники даже нашли для иностранцев первый объект для вложений: ремонтное предприятие «Российских железных дорог» — ОАО «Элтеза». Еще в середине 2006 года его представители намеревались в 2007-м продать рынку около 10% акций. Поступали ли уже предложения со стороны иностранцев, в самой «Элтеза» узнать не удалось. В «Трансмашхолдинге», собирающем с немецкой Siemens статические преобразователи для пассажирских вагонов и локомотивов, о новых совместных проектах с зарубежными компаниями тоже пока не говорят. Известно лишь, что на базе СП «Трансконвертер» группа хотела бы освоить выпуск асинхронного тягового электропривода. Разработчики стратегии предложения Минпромэнерго называют китайским опытом. Около 20 лет назад, говорит заместитель генерального директора ИПЕМ Олег Трудов, чиновники Поднебесной открыли рынок с условиями кооперации с местными производителями и обязательной локализации. Сейчас, по его словам, Китай не только полностью удовлетворяет свой внутренний рынок, но и конкурирует на мировом рынке с Siemens, General Electric, Bombardier, Alstom. На рынке стратегию сближения с иностранцами в целом считают логичной. Быстро подтягивать российские технологии до мировых можно только в партнерстве с лидерами отрасли, заключает аналитик Центра экспертных программ Всероссийской организации качества Ефим Добринский. Правда, вместе с тем эксперты сомневаются, что на условиях Минпромэнерго иностранные компании захотят передавать России самые современные технологии. По мнению аналитика ИК «Финам» Дениса Горева, если учитывать их стратегию работы в СНГ, например той же General Electric в Казахстане, компании вряд ли согласятся получить за свои знания в России меньше 60% в уставном капитале СП. Источник: РБК daily от 26.03.2007 |